Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866—1941),[3] в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу».
Ещё более несомненными предшественниками символизма оказываются русские поэты XIX века, близкие к представлениям о «чистой поэзии», такие как Афанасий Фет, Яков Полонский, Аполлон Майков, Евгений Баратынский.
В России это литературное направление заявило о себе в конце 1890-х годов. В Москве у истоков символизма стоял Валерий Брюсов, а в Петербурге – Дмитрий Мережковский. Однако самым ярким и радикальным представителем ранней школы символизма в городе на Неве являлся Александр Добролюбов.
В начале XX века символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается серебряный век русской литературы.
Характерные черты символизма, такие как универсализм, наличие символа, двух миров, нашли свое отражение в романтической поэзии Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо и многих других. Также отгремели скандальные выставки живописцев, которые начали рисовать символами. Но развитие течения не стояло на месте — изменения пришли и в театр.
В России это течение обрело особенную популярность в начале XX столетия. Родоначальником русского символизма считается Дмитрий Мережковский. Он одним из первых заговорил о художественности литературы и ее красоте как о главном принципе искусства. Его взгляды разделяли Валерий Брюсов, Александр Блок, и Вячеслав Иванов.
Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский ... стать не просто выдающимся поэтом, а основателем целой литературной школы.
Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника. Поэты, ...
Символизм как литературное направление был сформирован как протест ... звучание и нечто абсолютно новое, отсутствовавшее у его основателей.
Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, ... амбициям Брюсова стать не просто выдающимся поэтом, а основателем целой литературной школой.
Ярчайшим явлением в русской поэзии на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетия был символизм и его основатели: Брюсов, Мережковский, ...
Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 – 1909). ... журнал «Аполлон» (1909–1917, ред. и основатель С. Маковский).
Основателем питерского символизма был Мережковский Д. Его символистические произведения, старались выразить не личные чувства и волнения (в отличие от Блока ...
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом ... В 1899 году Брюсов при участии Ю. Балтрушайтиса и С. Полякова основал ...
by Е ИВАНОВА · Cited by 6 — Символизм был широко признан, и три тощих московских сборника в этом признании ... называл своим предком основателя Орловского кадетского корпуса М. П.